ИнформатизацияИнформатизация . Сеть "Интернет"
Работа в сети Интернет
Платформа "Россия - страна возможностей" запустила проект
«Цифровая гигиена детей и подростков»: «Проверьте, что делает ваш ребенок в сети!»
Детская безопасность в интернете : на что следует обращать внимание
Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети "Интернет" № 03-393 - в РОО без сопровожд. 01.04.19
Дополнительно № 3.1-11-1398 от 16.04.21
Повышение правовой грамотности детей по обращению с персональными данными в сети Интернет
Правила общения в сети Интернет (буклет)
Повышение правовой грамотности в сфере персональных данных несовершеннолетних детей в ходе использования информационных систем сети Интернет
Список безопасных сайтов для детей
Работа в сети Интернет
Доступ в Интернет
Безопасный интернет
В последнее десятилетие вопросы обеспечения благополучного и защищенного детства стали одними из основных национальных приоритетов Российской Федерации. В результате значительного повышения обеспеченности россиян компьютерами и подключения в рамках национального проекта школ к сети «Интернет» пользовательская активность российских школьников резко возросла. Бесспорно, Интернет – это наш сегодняшний день и при правильном использовании – это возможность получать новые полезные знания. Однако всего 44% несовершеннолетних используют Интернет как источник информации для учебы. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу, и особенно, через всемирную паутину сети «Интернет».
В Федеральном законе от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, введено понятие информационной безопасности детей, рассмотрены виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей».
Комплекс мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детства, закреплен в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной указом Президента РФ от 01.06.2012 №761 (далее - Национальная стратегия действий в интересах детей), и «Региональной стратегии действий в интересах детей Брянской области на 2012-2017 годы», утвержденной постановлением администрации Брянской области от 01.11.2012 №1010 (далее - Региональная стратегия действий в интересах детей).
С позиций системы образования информационная безопасность обучающихся – это необходимость:
1. обеспечивать достаточные и защищенные информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания образовательного процесса на соответствующем уровне;
2. противостоять информационным опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику обучающихся;
3. вырабатывать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения;
4. поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно не было навязано.
Таким образом, информационная безопасность детей включает две относительно самостоятельные составляющие – гуманитарную и техническую.
Техническая составляющая включает организационно-правовые механизмы и технические средства защиты.
Гуманитарная составляющая включает содержание и организацию образовательного процесса, подготовку педагогов, работу с родителями.
Проблема защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в Российской Федерации регулируется следующими нормативно правовыми актами:
• Конституция РФ от 12.12.1993;
• Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
• Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
• Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
• Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
• Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
• Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Минобрнауки РФ от 11.05.2011 №АФ-12/07 вн.
На региональном уровне деятельность образовательных организаций по информационной защите детей регулируется следующими нормативно правовыми актами:
• Постановление администрации Брянской области от 01.11.2012 №1010 «Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей Брянской области на 2012-2017 годы»;
• Приказ департамента общего и профессионального образования Брянской области от 16.04.2010 №649 «О регламенте доступа общеобразовательных учреждений Брянской области в сеть Интернет» (с изм., утв . приказами от 18.06.2012 № 1188 , 06.09.2013 №1867);
• Приказ департамента образования и науки Брянской области от 06.09.2013 №1867 «Об организационных мерах, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания»;
• Письмо службы по надзору и контролю в области образования от 06.09.2012 № 4798-13-О «О необходимости проведения мероприятий по вопросу защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
На уровне Образовательной организации
1. Вопросы использования возможностей сети «Интернет» в образовательном процессе рассмотрены на педсовете;
2. Разработана программа по обеспечению информационной безопасности в сети Интернет МОУ -СОШ д.Н. Ивайтенки на 2019-2021 учебный год.
3. Разработаны локальные акты (Регламент доступа в сеть «Интернет»,Правила использования сети «Интернет», Положение о Совете МОУ -СОШд.Н.Ивайтенки по вопросам регламентации доступа к информации в сети «Интернет» и др.);
4. Разработаны и внесены необходимые дополнения в должностные инструкции (сотрудника, назначенного ответственным за организацию работы с сетью «Интернет» и контроль доступа в сеть; учителя, допущенного к работе в сети);
5. Ведется мониторинг работы программ контентной фильтрации на компьютерах, используемых в образовательном процессе. (журнал, акт проверки)
Внешняя защищенность образовательной среды реализуется через:
· Создание системы контентной фильтрации, которая представляет собой программный комплекс, позволяющий ограничить учащимся доступ к интернет-ресурсам;
· Использование различных систем противовирусной защиты;· Использование специальных настроек операционной системы;· Установку поисковых систем для детей.
Компанией ОАО «Ростелеком» в рамках договора об оказании услуг по передаче данных организована централизованная контентная фильтрация ресурсов сети «Интернет».
В качестве дополнительных средств контентной фильтрации можно использовать программные продукты: Интернет цензор (http://icensor.ru), НетПолис (http://www.netpolice.ru) (для операционной системы Windows), Дансгуардиан (http://dansguardian.org) (для операционной системы Linux).
Формирование у подростка готовности и способности регулировать информационные опасности вокруг себя одна из задач системы образования.
Для решения этой задачи в МОУ -СОШ д.Н. Ивайтенки проводятся уроки и классные часы для учащихся, беседы для родителей по правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность.
Административные локальные акты общего характера
1) Положение об информационно-ресурсном узле ( сайте) организации ;
2) Положение о мультимедиатеке школы;
3) Положение об обработке персональных данных в информационных системах ОУ (Положение о защите персональных данных работников и учащихся при размещении их на информационном ресурсе (сайте школы) и использования в иных информационных системах (общедоступные на сайт и конфеденциальные пд в личное дело или базу данных)
4) Должностная инструкция учителя Информатики;
5) Инструкция для сотрудников ОУ о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет (2-й экземпляр в кабинет информатики, в кабинетах, оснащенных выходом в Интернет);
6) Положение о Совете образовательного учреждения по вопросам регламентизации доступа к информации в сети Интернет(2 экземпляр в кабинет информатики)
7)Регламент работы с электронной почтой.
7) Приказ о назначении ответственного за организацию работы с Интернетом, осуществление контроля использования обучающимися ресурсов Интернета и организации доступа участников образовательного процесса к сети Интернет.
Документация кабинета информатики и и кабинетов в ОУ, оснащённых средствами ИКТ
1) Правила эксплуатации персональных компьютеров;
2) Инструкция для сотрудников ОУ о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет;
3) Требования правил техники безопасности и охраны труда к кабинету информатики;
4) Положение о кабинете информатики;
5) Правила использования сети Интернет в ОУ;
6) Регламенты работы по запуску и обновлению антивирусного программного обеспечения;
7) Инструкция по охране труда при работе в кабинете информатики, включая переферийные устройства (для учащихся и для педагогов отдельно);
8) Инструкция по ознакомлению с нормативными актами, регламентирующими доступ к сети Интернет (для учащихся и для педагогов могут быть различными)
9) Паспорт учебного кабинета информатики;
10) Справка о техническом состоянии кабинета информатики;
11) Тематическое планирование по информатике и ИКТ;
12) Журнал инструктажа по технике безопасности с росписями учащихся;
13) Журнал ознакомления с нормативными актами, регламентирующими работу в сети Интернет (для учащихся и для педагогов отдельно)
14) Журнал учёта выхода в Интернет с росписями выходившего
15) Журнал антивирусной защиты
16) Инструкция по оказанию первой помощи при поражении электрическим током
Это полезно: Родительский контроль. Безопасно и просто (Буклет для родителей)
Круглый стол :Это НАДО знать !!!! УРОК БЕЗОПАСНОСТИ в сети ИНТЕРНЕТ,
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯпо теме: "Безопасность в сети интернет"press.doc
Это интересно: КАК сделать ИНТЕРНЕТ безопасным.
ПОМНИ всегда «Основы безопасности в Интернете».1-4 классы 7-11 классы
|